Юридическая консультация Задайте вопрос юристу "Правовой помощник" Информационно-правовой бюллетень Онлайн ТЕСТ Проверь свою юридическую грамотность Контакты Все контакты АЮР по РИ Форум Обсуждение актуальных тем
Архив теле- и радиопередач с участием членов Совета ИРО АЮР

Заключение по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы Постановления Правительства Республики Ингушетия от 13 ноября 2012 года №243

 


Заключение

по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы Постановления Правительства Республики Ингушетия

от 13 ноября 2012 года №243 «О республиканской целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции,

сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»

 

г.Магас                                                               17.12.2012 г.

 

 

Ингушским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьей 11 Закона Республики Ингушетия от 04.03.2009 № 8-РЗ «О противодействии коррупции в Республике Ингушетия» и пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 проведена независимая антикоррупционная экспертиза Постановления Правительства Республики Ингушетия от 13 ноября 2012 года №243 «О республиканской целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

Ингушское региональное отделение Ассоциации юристов России аккредитовано в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность, распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 07.12.2010 года №10199-р (свидетельство об аккредитации от 10.12.2010 г. № 1002). 

По результатам экспертизы составлено настоящее заключение в соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2010 № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований».

В Постановлении выявлены следующие коррупциогенные факторы.

Порядок разработки и утверждения республиканских целевых программ установлен Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 09.03.2010 г. №65 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ». Порядок,  утвержденный данным Постановлением, определяет, какие сведения должны содержаться в программах. В нарушение пункта 2 раздела 3 Порядка и Приложения 1 к нему в Паспорте рассматриваемой Республиканской целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (далее - Программа) не указаны дата принятия решения о ее разработке, государственный заказчик – координатор, государственные заказчики и разработчики Программы, исполнители подпрограмм, сроки и этапы реализации подпрограмм, а также система организации контроля за ее исполнением.

Согласно пункту 2 Порядка, программа также должна содержать основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы; систему программных мероприятий; ресурсное обеспечение программы; механизм реализации программы; оценку эффективности, с указанием целевых индикаторов и показателей, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы.

По тексту Программы указано, что прогнозные значения показателей (индикаторов) достижения целей и задач программы приведены в приложении №1, перечень основных мероприятий программы – в приложении №2, отдельные виды мероприятий – в приложениях 3 и 4, основные показатели (индикаторы) и частные индикаторы по подпрограммам – в приложении №5, объемы финансирования по отдельным подпрограммам – в приложении №6.

Однако сами приложения Программой не утверждены. Они отсутствуют как в электронных информационно-правовых системах, так и в официально опубликованном тексте Постановления в газете «Ингушетия».

Также никак не обосновано деление программы на этапы, не задачи, определены программные направления и прогнозные оценки каждого этапа, что делает бессмысленным такое механическое деление по годам.

Перечисленные пробелы создают необоснованно широкие пределы усмотрения для правоприменителей и фактически оставляют реализацию Программы на полное усмотрение исполнителя.

В Программе имеется расхождение между объемами финансирования, указанными в разных нормах Программы. Так, Паспортом Программы на финансирование подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» предусмотрены расходы в объеме 992,12 млн. рублей. А согласно разделу 6 Программы планируется финансирование этой же подпрограммы в объеме    1 млрд. 55,52 млн. рублей, то есть на 63 миллиона рублей больше. Тем самым для правоприменителей создается излишне широкие дискреционные полномочия для определения сумм, подлежащих включению в бюджет и выделению для финансирования программы.

Содержащиеся в тексте расхождения в наименованиях подпрограмм создают юридико-лингвистическую неопределенность. Так, в Паспорте предусмотрена подпрограмма «Обеспечение функций управления реализацией Республиканской программы», а в разделе 6 вместо этой подпрограммы значится «Обеспечение реализации Республиканской программы». Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий на 2013 - 2017 гг. и на период до 2020 года» в разделе 6 названа программой, а предусмотренная в Паспорте подпрограмма «Сохранение и восстановление  плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов  как   национальное   достояние России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года» отсутствует в тексте самой Программы.

Более того, согласно статье 179 Бюджетного кодекса РФ подпрограммы так же, как и целевые программы утверждаются в установленном порядке высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Однако указанные в Паспорте и тексте подпрограммы не утверждены ни данным постановлением, ни отдельными нормативными актами Правительства Республики. Таким образом, не определены какие-либо административные процедуры по реализации этих подпрограмм.

В абзацах одиннадцатом-тринадцатом раздела 13 Программы установлены полномочия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в частности, проведение мониторинга, принятие решений о сокращении размера субсидий, проведение обследования товаропроизводителей. Эти нормы противоречат статье 71 Конституции Российской Федерации, согласно которой установление порядка деятельности федеральных органов государственной власти относится к исключительному ведению Российской Федерации, и, следовательно, приняты в нарушение компетенции Правительства Республики Ингушетия.

Постановление, предусматривающее финансирование программных мероприятий с 2013 года, утверждено 13 ноября 2012 года.  Между тем, проект закона об утверждении республиканского бюджета на 2013 год внесен в Народное Собрание Республики до указанной даты. Согласно части 2 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган. Данная норма позволяет зафиксировать действующие бюджетные обязательства и надлежащим образом сформировать расходную часть бюджета. Несоблюдением указанного требования Кодекса создаются возможности для включения или невключения соответствующих расходов в бюджет по усмотрению его разработчика, тем самым излишне расширяя дискреционные полномочия компетентного органа.

Таким образом, рассматриваемое Постановление необоснованно расширяет дискреционные полномочия правоприменителей, нарушает компетенцию республиканских органов государственной власти, и неполно регламентирует административные процедуры, а также содержит юридико-лингвистическую неопределенность, что в  соответствии с подпунктами «а», «д» и «ж» пункта 3 и подпунктом «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» относится к коррупциогенным факторам.

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагаю внести изменения в Постановления Правительства Республики Ингушетия от 13 ноября 2012 года №243 «О республиканской целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», в частности:

1.       Дополнить Паспорт Программы положениями, содержащими дату принятия решения о ее разработке, государственного заказчика – координатора, государственных заказчиков и разработчиков Программы, исполнителей подпрограмм, сроков и этапов реализации подпрограмм, системы организации контроля за ее исполнением;

2.       Дополнить Программу приложениями, содержащими сроки и этапы реализации программы; систему программных мероприятий; ресурсное обеспечение программы; оценку эффективности, с указанием целевых индикаторов и показателей, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы;

3.       Утвердить предусмотренные Программой подпрограммы.

4.       Внести изменения в Программы, устранив расхождения в наименованиях и объемах финансирования подпрограмм.

5.       Внести изменения в раздел 13 Программы, исключив нормы, определяющие полномочия федеральных органов государственной власти. 

 

 

 

Эксперт Ингушского

регионального отделения

Ассоциации юристов России                                        А.А.Халахоев