Юридическая консультация Задайте вопрос юристу "Правовой помощник" Информационно-правовой бюллетень Онлайн ТЕСТ Проверь свою юридическую грамотность Контакты Все контакты АЮР по РИ Форум Обсуждение актуальных тем
Архив теле- и радиопередач с участием членов Совета ИРО АЮР

Евлоев М.М. О развитии правового государства и гражданского общества в Республике Ингушетия.

О развитии правового государства и

гражданского общества в Республике Ингушетия.

Евлоев М. М.

 

            Понятия «правовое государство» и «гражданское общество» тесно взаимосвязаны и имеют общую древнюю историю.

            Идея правового государства впервые возникла в эпоху античности. Древнегреческие философы Платон и Аристотель последовательно отстаивали мысль о том, что государственность возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. А впервые принципы правового государства были реализованы в Древнем Риме. В период республики там была создана сильная и независимая судебная власть, обеспечивалось равенство граждан перед законом. Ряд исследователей полагают, что мощь Рима была обеспечена именно наличием правового государства и гражданского общества, а его падение – упадком данных институтов.[1]

            Отличие правового государства от государства вообще заключается в том, что государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство основано на праве, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, служит ему, ответственно перед населением, обеспечивает социальную и правовую защищенность, основой правового строя которого служит гражданское общество.

            Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы людей, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей), что предполагает наличие развитого гражданского общества[2]. Таким образом, можно утверждать, что существование современного правового государства невозможно без наличия гражданского общества.

            Можно ли назвать Ингушетию правовым государством? Думаю нельзя. Хотя бы потому что, Ингушетия, будучи субъектом Российской Федерации, не является государством как таковым, а только неким государственным образованием (лишь с некоторыми атрибутами государства). Но это не значит что в нашей республике невозможно существования гражданского общества. Наоборот, на наш взгляд, у народа Ингушетии есть больше предпосылок и оснований для этого, чем у многих других народов.

            Прежде чем продолжить, рассмотрим подробнее понятие гражданского общества.

            В литературе существуют разные трактовки понятия «гражданское общество». Но нам бы хотелось выделить 3 главных аспекта, 3 ценности современного гражданского общества:

·        Во-первых, гражданское общество – это неподконтрольная государству автономная сфера, причем способная контролировать государство и осуществляющая это;

·        Во-вторых, гражданское общество характеризуется отношениями свободных и равноправных граждан;

·        В-третьих, понятие гражданского общества отражает активное, идущее снизу общественное начало, то есть это область активной деятельности, самоуправления людей.

 

           Кроме того, многие философы, политологи, политические социологи отмечают особую важность нравственной составляющей гражданского        общества. Как отмечает Пугачев, доктор философских наук, профессор кафедры политической социологии МГУ им. М.В.Ломоносова, цитирую: «…в последние годы мы во многом утратили тот нравственный потенциал, которым гражданское общество обладало еще в поздний советский или поздний коммунистический период. Если взять такие элементы гражданского общества в СССР, как диссидентские движения, в том числе и «Демократическую платформу» в КПСС, то они проходили под нравственными лозунгами. Не только у нас, но и в Чехословакии, Венгрии, бывшей ГДР нравственный потенциал был наиболее активной мотивирующей силой гражданского общества. Нравственный компонент гражданского общества играет ведущую роль в его активности в силу того, что это – сфера мотивации поведения людей».[3]

            И действительно, как показывает история, распад и деградация всех крупных цивилизаций и крупных государств были связаны, прежде всего, со сферой нравственности. Поэтому область нравственности, сознания людей – это ведущая сфера, что, конечно, не отрицает значение экономики, рыночных отношений, самодеятельности масс и т.п. Именно нравственность определяет общественную ориентацию этих элементов гражданского общества.

           Какие же предпосылки для существования гражданского общества могут быть у ингушского народа?

           Цитирую отрывок из газеты «Терские ведомости»: «По исследованию комиссии 1865 года по разбору личных и поземельных прав туземного населения Терской области: - Назрановское общество (ингуши) устроено на началах демократических, привилегированных сословий нет, все свободны, пользуются одинаковыми правами, рабов нет, землею пользуются на правах общинного владения и что, хотя между ними существуют известные фамилии, но все они выдвинулись из толпы заслугами гражданскими, или военными доблестями, не пользуются никакими другими правами, кроме уважения, приобретенного исключительно умом и личными достоинствами каждого  члена. Основываясь на этом, все ингуши наделены землею на праве общинного владения, а если и были примеры награждения в собственность участками земли, то лишь за личные заслуги, а не за потерю прав над подвластным народом, как это делалось в Кабарде, Осетии и на Кумыкской плоскости. Таким образом, как видно из исследований сказанной комиссии, упомянутое устройство вызвано условиями быта этой национальности, а этому быту, как мы видим, могла бы позавидовать, не только тогда, но и в наше время, любая из стран обоих полушарий. Мы же привыкли ингушей считать за «дикарей». Вот вам и «дикари»».[4]

           А исследователь ингушского права Б.К. Далгат в XIX – начале XX века писал: «…дикари-ингуши некогда приблизились к тому идеалу правосудия, до которого смогут мечтать дойти когда-либо цивилизованные народы мира».[5]

           Таких мнений ученых множество. И, судя по ним, и другим историческим фактам, можно с уверенностью утверждать, что предпосылок и реальных оснований для развития гражданского общества в Ингушетии много. Это и историческая традиция «быть равным среди равных»; и отсутствие привилегированных сословий, рабов и господ; это и наличие таких демократических институтов как «Тамада», «з1амаг1ал», «Мехка-кхел» и др.

           Но и причин и оснований для отсутствия гражданского общества в республике тоже много, главная из них -  это существующая сегодня сложная общественно-политическая ситуация. Другой вопрос, как построить такое общество? Что позволит ингушскому народу в сегодняшней сложной общественно-политической ситуации сплотиться?

           На мой взгляд, добиться этого возможно только посредством сформирования национальной идеи.

   Как известно, формирование личности зависит от окружающего её  микро и макро общества. Современное общество Ингушетии оказалось разобщенным, у него нет единых ценностей и целей, идеалов и идей.

Термин «идея» в разное время определяли по разному и с различных точек зрения. Идея (с др.-греч. «видность», «вид», «форма», «прообраз») в широком смысле – мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты. В Философии – умопостигаемый и вечный прообраз реальности. Выдающийся  немецкий психолог Вильгельм Вундт определял идею как «сознательное представление любого предмета и процесса внешнего мира».[6] Образно говоря, идея – это то, что нами движет. Идея – то, ради чего мы живем, а порой ради чего умираем. Таким образом, мы видим, что идея – понятие очень емкое и обширное, которое включает в себя такие понятия как: идеология, цель, ценности, идеал, интерес, культура, образование, религия, мода и т.д.

Так получилось, что Ингушетия, в силу своего географического местоположения, малочисленности народа и иных факторов, сегодня находится в зоне столкновения различных идей или интересов. На мой взгляд, это является одной из главных причин той общественно-политической ситуации, которая существует сегодня в республике.

Большинство, наиболее прогрессивная часть населения республики – молодежь, отдает предпочтение западной, европейской, арабской культурам и искусствам, нежели ингушской культуре. Люди стали пленниками моды. А мода, как известно, тоже своего рода идея.

Так, сегодня в моду вошло:

·        умаление ингушского языка путем употребления в разговорной речи множество русских, английских и  арабских выражений;

·        нарекание подрастающего поколения именами арабской, западноевропейской культур;

·        пренебрежение ингушским языком, культурой ингушского народа, его традициями и обычаями.

 

Кроме того, из-за свободного доступа к необъективной и не отсортированной информации, получаемой из Интернета и других СМИ, зачастую молодежь, не в состоянии самостоятельно ее взвесить, легко попадают под влияние «западных» и экстремистских идей. 

Как бы иронично вышеперечисленное не звучало, это приводит к негативным последствиям, которые существуют сегодня в республике, к отсутствию взаимопонимания между людьми, а в целом к отсутствию предпосылок для построения гражданского общества. Назовем это «борьбой идей», так как каждая идея стремиться попасть и обосноваться в сознание человека, в его разум. Любой общественный или политический процесс – это идея. Культура – это идея, экстремизм – это тоже идея. Нам навязывают чужие идеи. Что бы противостоять им, необходимо развивать свои идеи, которые есть у нас, которыми мы орудуем. Ибо идею можно победить только идеей. Не оружием, не армией, а только идеей. В связи с этим считаю, что народу Ингушетии необходимо сохранять и развивать свои идеи, собрать их в комплекс.

    В последнее время в мировом сообществе часто возникает вопрос о национальной идее. Зачастую вопрос остается риторическим.

Национальная идея – это форма познания жизни народа, не только отражающая устройство его жизни, но и направленная на преобразование ее устройства. Она отражает мечты о будущем предыдущих и живущих поколений, а также доступные живущим поколениям возможности преобразований.

Национальная идея –  это общие ценности и цели, комплекс идей; это то, что должно сплачивать государство в единый народ, помогать обществу решать насущные проблемы.

Какая же национальная идея нужна для Ингушетии?

Ингуши – народ с многовековой историей и богатой духовно-материальной и морально-нравственной культурой. Ингушетия находится на богатой природными ресурсами земле. А ингушский язык является одним из самых древних языков. Казалось бы, народ с такими качествами, с такими богатыми и красивейшими элементами культуры и быта, должен был быть на пике своего развития. Но, к сожалению, сегодня мы видим совсем иную картину. Наш народ разобщен, теперь у нас совсем другие ценности, большинство людей (в основном молодежь) злоупотребляет курением, спиртными напитками, оправдывают экстремистские воззрения. Мы погрязли в коррупции, у нас самый высокий уровень безработицы в России, наш народ перестает соблюдать обычаи и традиции, а наш родной язык отнесен к исчезающим языкам.

Конечно, для нормализации общественно-политической ситуации в Ингушетии, построения гражданского общества и развития правового государства нужны комплексные меры. А именно: повышение уровня правовой грамотности населения, развитие местного самоуправления, развитие экономики (производства), привлечение инвестиций, создание рабочих мест, антитеррористическая пропаганда, качественное ведение оперативно-розыскных мероприятий и привлечение к ответственности виновных лиц в совершении на территории республики множества преступлений, развитие  образования и здравоохранения и т.д.

Но прежде этого необходимо выработать национальную идею.

Как известно, национальная идея – это не одна какая-либо идея, а совокупность идей, которая другими словами еще называется мировоззрением, доминирующими научно-религиозно-этико-политико-правовыми убеждениями.

Какие же факторы или идеи способны сделать ингушский народ единым во мнениях, стремлениях и действиях?

Во-первых, ничто, так сильно не объединяло народ, как общий враг. Но говорить сегодня о внешнем враге не уместно, когда все большую силу набирает наш «внутренний враг» - мы сами.

Во-вторых, наш народ всегда объединялся из-за общей беды. Как мы видим, беда в республике существует, но многие не знают и не понимают, из чего она состоит, откуда она идет и как ее искоренить.

В-третьих, как известно ингуши во все времена жили по своим неписаным законам, заключенным в уникальном комплексе морально-нравственных, этико-эстетических и духовно-материальных норм, которые называются «Эздел». Его основным принципом является уважительное отношение человека к человеку. Сегодня люди отходят от этих норм. К сожалению, большинство людей элементарно не знает, что означает слово «Эздел»

В-четвертых, важнейшим элементом культуры, самобытности нашего народа является родной ингушский язык (Наьна-мотт) - древний, богатый, способный воодушевлять, объединять народ.

В-пятых, ингушская земля (территория), которая насыщена древней историей, прекрасной природой, своеобразной флорой и фауной, природными ресурсами, которые могут служить во благо и процветанию нашего народа.

В-шестых, религия. Сегодня духовные лидеры Ингушетии в один голос говорят об одной и той же проблеме – «учеников в республике не осталось, все стали учителями!». И это правда. Везде по-разному толкуют религию – в Интернете, в телефонах, в сомнительных книжных изданиях и т.д. Для чего нужны исламоведы, признанные толкователи религии, духовные лидеры, которые свою жизнь посвятили изучению религии, если их не будут слушать? Религия призвана сплотить, объединить людей в мыслях и действиях. Она должна выражаться в богобоязненности, в уважительном отношении человека к человеку, но не в коем случае не в убийствах, похищениях ни в чем не повинных людей и прочих злодеяниях.

Земля

(Территория)

Религия

Национальная идея Ингушетии

Культура

Ингушский язык

Вышеперечисленное должно входить в содержание национальной идеи Ингушетии в качестве ее основных элементов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложенную национальную идею Ингушетии считаю правильной, закономерной, объективной, призванной объединить ингушский народ во мнениях, мыслях, стремлениях и действиях, нормализовать общественно-политическую ситуацию в Ингушетии, так как она состоит из тех элементов, которые способны это сделать.

Это национальная идея должна осуществляться государственной властью, так как она обладает свойством принуждения и убеждения. Она должна быть тесно связана с государственной политикой Ингушетии, потому что именно государственная политика определяет основные направления развития республики. Таким образом, национальная идея будет выступать неким ориентиром для неё, и поможет принять соответствующие меры.

В связи с этим:

1) необходимо принять меры по максимальному информированию людей о происходящих процессах в республике: новостях, событиях, различных мероприятиях. Для этого нужно увеличить время эфира республиканского телеканала (а лучше создание собственного республиканского телеканала), организовать специальные рубрики и телевизионные программы, посвященные проблемам, событиям, памятным датам, культуре, истории Ингушетии и т.д. Кроме того, представителям органов государственной власти, общественных, правозащитных и религиозных организаций необходимо организовывать встречи с учащимися высших и средних учебных заведений республики, и с незанятой молодежью, для того чтобы молодежь (и население в целом) не чувствовала себя оторванной от государства;

2) необходимо возрождать и развивать культурные ценности ингушей. Для этого нужно во всех высших и средних учебных заведениях республики ввести такие дисциплины как «Культура Ингушетии», «История Ингушетии». Кроме того, необходимо реставрировать древние архитектурные памятники культуры Ингушетии, которые сегодня находятся в бедственном состоянии. Нужно организовывать для желающих туристические походы в горные районы Ингушетии с целью ознакомления с материальной культурой ингушского народа. Так же, нужно развить киноиндустрию для создания документальных и художественных фильмов, посвященных Ингушетии, историческим событиям и т.д.

3) необходимо сохранять и развивать ингушский язык. Этому посвящена статья 14 Конституции РИ, которая гласит: «Сохранение, защита и развитие ингушского языка является обязанностью государства»[7]. Для выполнения государством этой обязанности необходимо сделать ингушский язык нужным и востребованным. Было бы хорошо, если на табличках названия различных учреждений, объектов, улиц наряду с русским, давались на ингушском языке. Кроме того,  считаю целесообразным ввести спецкурс «Ингушский язык и культура речи» во всех высших учебных заведениях республики;

4) Следует изучать территорию Ингушетии. Изучать ее историю, природу, почву, природные ресурсы. Эти богатства должны служить во благо общества. Статья 10 Конституции РИ гласит: «Земля, ее недра, другие природные ресурсы используются и охраняются в Республике Ингушетия как основа жизни и деятельности проживающих в ней народов»[8]. Таким образом, Конституция дает нам право на использование богатств нашей земли. И государство должно обеспечивать это право обществу. Принципиально важное значение здесь имеет развитие производства. Необходимо так же осваивать территорию горной Ингушетии;

5) необходимо пропагандировать религию в её «чистом» виде. А именно пропагандировать  мирный Ислам, каковым он и является. Пропагандировать в СМИ, в Интернете, в мечетях и во всех учебных заведениях республики. Этим должны заниматься признанные богословы, исламоведы, имамы мечетей, духовные лидеры, в том числе и Муфтият РИ.

Считаю, что реализация вышеуказанных мер обеспечит осуществление и проведение национальной идеи Ингушетии. Такая национальная идея поможет построению гражданского общества в республике, являющегося целью любого правового государства. Уверен, что национальная идея обеспечит народу Ингушетии единство, самодостаточность, стабильное развитие, а, значит, будет способствовать нормализации общественно-политической ситуации в регионе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.     Конституция РФ;

2.     Конституция РИ;

3.     Беспристрастный П. Историческая справка.// –  «Терские ведомости», - 1907. - № 5, 6 января;

4.     Далгат Б.К. Первобытная религия чеченцев и ингушей. М., 2004 г.

5.      Интернет-ресурс: Крашенинникова Н. История государства и  права./http://ru/m/Wikipedia.org/wiki/Правовоегосударство?wasRedirected=true;

6.     Интернет-ресурс:Понятиеидеи./http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Идея?wasRedirected=true#cite_note-0;

7.     Мархгейм.М.В. Правоведение. – Ростов н/Д; 2009 г.

8.     Сунгуров А.Ю. Гражданское общество: первые шаги/ СПб, 1999 г.

 

 



[1] См.: Интернет-ресурс: Крашенинникова Н. История государства и права./http://ru/m/Wikipedia.org/wiki/Правовое государство?wasRedirected=true

[2] Мархгейм.М.В. Правоведение. – Ростов н/Д; 2009. - С. 75-77

[3] Сунгуров А.Ю. Гражданское общество: первые шаги/ СПб: Норма, 1999. С.13

[4] Беспристрастный П. Историческая справка.// –  «Терские ведомости», - 1907. - №№ 5,6

[5] Далгат Б.К. Первобытная религия чеченцев и ингушей. М., 2004. С. 114

[6] Интернет-ресурс: Понятие идеи./http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Идея?wasRedirected=true#cite_note-0

[7] Конституция Республики Ингушетия. Глава 1. Ст.14

[8] Там же