Кодексы и законы
- Конституция РФ
- АПК РФ
- Семейный кодекс РФ
- Лесной кодекс РФ
- ГПК РФ
- Налоговый кодекс РФ
- Трудовой кодекс РФ
- Уголовный кодекс РФ
- УИК РФ
- УПК РФ
- Земельный кодекс РФ
- Жилищный кодекс РФ
- Гражданский кодекс РФ
- Бюджетный кодекс РФ
- Воздушный кодекс РФ
- Водный кодекс РФ
- Градостроительный кодекс РФ
- Кодекс торгового мореплавания РФ
- Кодекс внутреннего водного транспорта РФ
- КоАП РФ
- Таможенный кодекс РФ
Беков Р. М. Проблема повышения уровня правового сознания граждан в Республике Ингушетия.
Проблема повышения уровня правового сознания граждан в Республике Ингушетия.
Студент 5 курса
юридического факультета
Беков Руслан
Научный руководитель –
декан юр. факультета ИнгГУ
к.ю.н., доцент
Дзагиев М.-Г. О.
В данной статье предпринята попытка рассмотрения двух наиболее важных вопросов, стоящих в настоящее время в нашей республике: проблема правового просвещения населения и борьбы с коррупцией. Решение одного вопроса может выступать как средство борьбы с другим, то есть повышение уровня правового сознания населения республики окажет благоприятное влияние на понижение уровня коррумпированности общества.
Если проводить краткий анализ коррупции в нашей республике, то целесообразно выделить:
· коррупцию в производственной сфере региона;
· коррупцию в сфере государственного управления субъекта;
· парламентскую коррупцию.
Первый вид - коррупция на предприятиях - осуществляется их сотрудниками, которые могут распоряжаться не принадлежащими им ресурсами. Нередко это выливается в незаконное обогащение, достигаемое посредством действий, нарушающих интересы юридических лиц в пользу третьей стороны, получающей от этого определенные выгоды. Самый распространенный пример из практики нашей республики - взятки в коммерческих банках с целью получения кредитов, направленных на изъятие денег.
Второй вид - коррупция в сфере государственного управления имеет место тогда, когда у чиновника (государственного служащего) появляется реальная возможность распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения исходя из своих личных корыстных побуждений, а не в интересах общества и государства.
При этом в качестве заинтересованных в коррупционной сделке сторон выступают лица, принадлежащие к одной государственной организации. К примеру, начальник получает взятку от нижестоящего чиновника за покрывательсто незаконных действий взяткодателя. По моему мнению, такой вид коррупции является наиболее опасным, поскольку здесь коррупция переходит из разрозненных актов в централизованную организованную форму.
В целях решения данной проблемы необходимо сформировать в республике определенную систему организации борьбы с коррупцией, которая включала бы в себя:
· разработку нормативной правовой базы антикоррупционной направленности;
· налаживание работы всех органов государственной власти по реализации этой антикоррупционной нормативной базы и обеспечение их тесного взаимодействия в этой сфере;
· немедленное создание на всех уровнях власти координационных советов, комиссий и совещаний по борьбе с коррупцией;
· формирование системы научного сопровождения деятельности соответствующих органов по борьбе с коррупцией путем создания специализированных центров информационной аналитики;
· построение эффективного механизма повышения уровня правового сознания и правовой культуры населения и освещения данной проблематики в СМИ.
Немаловажную роль в правовом просвещении населения играют СМИ, являющиеся важнейшим инструментом повышения уровня правосознания граждан. Однако республиканские и федеральные СМИ содержат явно небольшое количество материалов, способствующих правовому просвещению населения. Более того, многие журналистские тексты воспитывают у жителей республики неуважение к закону, способствуют развитию правового нигилизма, а если говорить о тематическом составе публикаций, то он едва ли отвечает потребностям аудитории.
На мой взгляд, важнейшей задачей сейчас является информирование граждан о правовых установлениях и об изменениях, вносимых как в федеральное, так и в республиканское законодательство, что является одной из форм правового просвещения населения.
Ни для кого не секрет, что в республике есть такие категории граждан, для которых уровень правовой грамотности, то есть знание законов (хотя бы и частичное) буквально является проблемой физического выживания. Речь идет о лицах, страдающих заболеваниями, имеющими социальное значение: сахарный диабет, туберкулез, гепатиты и другие. Лечение таких болезней практически всегда требует значительных затрат финансовых средств и в соответствии с этим многим категориям таких больных федеральным и республиканским законодательством гарантируется бесплатная социальная и медицинская помощь. Однако на практике жители республики не знают ни о характере, ни о размере помощи, которая предоставляется им на безвозмездной основе. Многие даже не обладают минимальным уровнем правовых знаний и, что наиболее важно, у них нет навыков, позволяющих эти познания пополнять.
В связи с этим необходимо обратить внимание на такую правовую конструкцию, как "презумпция знания закона". Доктор юридических наук Анатолий Александрович Тилле определяет данную презумпцию "как предположение, что надлежащим образом опубликованный закон известен всем и с момента вступления его в силу подлежит соблюдению всеми. Никто не может отговариваться незнанием закона (ignorantiajurisneminemexcusat)"[1]. Таким образом, незнание закона - это личная проблема каждого, так как на государственном уровне она считается решенной на стадии опубликования законопроекта.
Суть решения этой проблемы состоит в формировании у жителей республики более высокого уровня правовой культуры путем правовой информированности населения, стимулирования уважительного отношения к праву и укоренения правомерного поведения.
На основании вышеизложенного целесообразно определить следующие меры по борьбе с правовой неграмотностью населения республики:
1. Повышение уровня воспитания и обучения в образовательных учреждениях республики, в том числе развитие у учащихся основ правосознания независимо от их специализации;
2. Обеспечение доступности для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность, распространяющихся посредством СМИ;
3. Доступность судебной защиты гражданских прав и обеспечение прозрачности деятельности судов и органов, исполняющих судебные решения;
4. Выявление пробелов и противоречий в республиканском законодательстве, а также систематический контроль за его состоянием;
5. Доступность для жителей республики квалифицированной юридической помощи, в том числе на безвозмездной основе;
6. Продвижение в общественное сознание модели законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца посредством деятельности лиц творческих профессий, средств массовой информации, организаторов эфирного и кабельного вещания, издательских организаций, производителей рекламной продукции.
Соблюдение хотя бы некоторых из перечисленных мер может оказать значительное влияние на повышение уровня правосознания и правовой грамотности населения республики, что, в свою очередь, выступит сдерживающим фактором в развитии коррумпированности нашего общества.