Юридическая консультация Задайте вопрос юристу "Правовой помощник" Информационно-правовой бюллетень Онлайн ТЕСТ Проверь свою юридическую грамотность Контакты Все контакты АЮР по РИ Форум Обсуждение актуальных тем
Архив теле- и радиопередач с участием членов Совета ИРО АЮР

Гагиев А.К. 20 лет конституционного развития Ингушетии

 

Гагиев Аюп Каримсултанович

Председатель

Конституционного Суда

Республики Ингушетия

Кандидат юридических наук

Заслуженный юрист Республики Ингушетия


27 февраля 2014 года отмечается 20-я годовщина принятия Конституции Ингушетии.

В этой связи очень важно осмыслить роль Основного закона в становлении и развитии государственности Ингушетии.

Республика Ингушетия является субъектом Российского федеративного государства. Одной из основ конституционного строя России является федеративное устройство, содержание которого раскрывается в статье 5 Конституции Российской Федерации[1]. Согласно указанной конституционной норме Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, а в части 2 этой статьи закреплено, что республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Таким образом, одной из составляющих федеративного устройства России является наличие у республики как субъекта Федерации своей конституции. Следовательно, принятие конституции республики в составе России не является исключительным полномочием или прерогативой соответствующего субъекта Российской Федерации, а является императивным установлением федеральной Конституции.

Конституция России не содержит определение понятия конституция, указывая только на то, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, а законы и иные правовые акты не должны противоречить конституционным нормам.

В юридической литературе встречаются различные трактовки этого термина. По мнению Председателя Конституционного Суда России В.Д.Зорькина, «Конституция – это генеральное соглашение между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальных правилах, по которым живет страна.»[2]. С.М.Шахрай пишет, что «Конституция – это основа легитимности власти, ядро правового сознания и опора гражданского общества.»[3]. Немецкий философ Иммануил Кант полагал: «Конституция государства в конечном счете базируется на морали его граждан, которая, в свою очередь, основывается на хорошей конституции.»[4].

Применительно к конституциям и уставам субъектов Российской Федерации такое определение дано Конституционным Судом РФ, который в Постановлении от 18 июля 2003 года №13-П указал: «По смыслу статьи 66 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 1,3,4,5,15,71,72,73 и 76, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, будучи учредительными по своему характеру, что в то же время непосредственно обусловлено учредительным характером Конституции Российской Федерации, определяют организацию субъектов Российской Федерации и образуют основу законодательства и иного правотворчества по вопросам их исключительного ведения. Что касается совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то конституции и уставы субъектов Российской Федерации служат основой их законодательства по этим вопросам наряду с федеральными законами без ущерба для верховенства последних.

Конституция (устав) субъекта Российской Федерации – это целостный, единый акт, имеющий высшую юридическую силу в системе правовых актов субъекта Российской Федерации, и такой силой обладает любое его положение. Поэтому нельзя разделить нормы конституций и уставов субъектов Российской Федерации на имеющие и не имеющие конституирующий, то есть учредительный, характер.»[5].

Конституция Ингушетии (статья 1) выделяет три качественные характеристики государственности Ингушетии: демократическое, правовое и светское[6]. Несомненно, что провозгласив республику правовым государством, Конституция тем самым определила вектор ее дальнейшего развития.

В Конституции Ингушетии стержневыми являются принципы правового государства. Именно на признании государственности как правовой основывается объем и содержание прав и свобод человека и гражданина, гарантируемых Основным законом республики, построение системы органов государственной власти и в конечном счете все законодательство Республики Ингушетия. Таким образом, Конституция Республики Ингушетия выступает фундаментом и точкой отсчета формирования и развития государственности Ингушетии на основе принципов правового государства, которое призвано обеспечить гармоничное функционирование общества, создать благоприятную среду для жизни и деятельности людей.

Ингушетия получила статус равноправного и самостоятельного субъекта Российской Федерации ценой огромных усилий лучших представиетлей нашего народа. Несомненно, что государственность – это завоевание, обеспечившее для нас новую и большую историческую перспективу. А в Конституции мы получили тот правовой фундамент, который обеспечил политическую, экономическую, социальную стабильность в республике. Именно Конституция является системным юридическим выражением основных ценностей, которые определяют лицо Республики Ингушетия: обеспечение прав и свобод человека, разделение властей, выборность органов государственной власти и органов местного самоуправления и др. В этом заключается ее огромный политико-правовой потенциал, который нам еще предстоит в полной мере реализовать.

Конституция содержит в себе все необходимые для дальнейшего развития государственной, социальной, экономической и идейно-политической сфер жизни нашего общества. Она носит надпартийный, надгрупповой, надэтнический характер и является источником единства нашего народа. Как источник главных норм прямого действия, она выступает базовым документом, на котором держится все остальное здание общественного развития.

Конституция каждой страны – это определенный слепок того историко-политического периода, в котором она создавалась. Конституция Ингушетии 1994г. безусловно является отражением эпохи 90-х годов, со всеми ее противоречиями, повышением политической активности населения, развитием свободы слова, так называемым «парадом суверенитетов» российских регионов. Она принималась в крайне тяжелый для ингушского народа период, когда он переживал последствия трагических событий осени 1992 года.

Конституция Ингушетии была принята в результате референдума 27 февраля 1994 году. Этот референдум был назначен Указом Президента Республики Ингушетия Р.С. Аушева от 4 января 1994 года. Однако, проведению референдума предшествовал достаточно длительный этап подготовки проекта Конституции и ее обсуждения, для чего формировались последовательно три органа: Конституционная комиссия, Конституционная ассамблея и Конституционное собрание.

Постановлением Чрезвычайного съезда народов Ингушетии от 21 марта 1993 года была образована Конституционная комиссия по выроботке Основного закона (Конституции) Ингушской Республики, в состав которой вошли 25 представителей во главе с первым Президентом нашей республики Р.С. Аушевым.

Постановлением Чрезвычайного съезда народов Ингушетии от 31 июля 1993 года работа Конституционной комиссии по разработке проекта Конституции Ингушской Республики была одобрена.

Первоначальный проект Конституции по решению Конституционной ассамблеи Ингушской Республики был опубликован в газете «Ингушетия» 13 ноября 1993 года.

Конституционное собрание Ингушской Республики постановлением от 20 ноября 1993 года решило принять за основу проект Конституции Ингушской Республики и рекомендовать Президенту Ингушской Республики вынести доработанный проект Конституции Ингушской Республики на всенародное голосование.

5 февраля 1994 года в газете «Ингушетия» был опубликован доработанный проект Конституции с учетом того, что к этому времени произошло изменение наименования Ингушской Республики на Республику Ингушетия.

Постановлением Окружной (Центральной) избирательной комиссии Республики Ингушетия от 2 марта 1994 года зафиксировано: «Референдум 27 февраля 1994 года по Конституции Республики Ингушетия считать состоявшимся и Конституцию Республики Ингушетия принятой». За принятие Конституции Республики Ингушетия проголосовало 97,6 % от принявших участие в голосовании избирателей[7].

С 1996 по 2013 годы принято 26 республиканских законов, которыми в Конституцию Республики Ингушетия были внесены различные поправки. Наиболее существенные изменения были внесены Законом Республики Ингушетия «О поправках к Конституции Республики Ингушетия» от 28 июня 2001 года №8-РЗП, которым в Конституцию Республики Ингушетия была включена также норма о создании Конституционного Суда Республики Ингушетия, который является судебным органом конституционного контроля, осуществляющим проверку конституционности нормативных актов и толкование конституционных норм. За указанный период сформирована достаточно объемная система республиканского законодательства.

Указом Президента Республики Ингушетия от 13 февраля 2010 года №35 (по инициативе Конституционного Суда Республики Ингушетия) 27 февраля объявлено в республике памятной датой – Днем Конституции Республики Ингушетия.

Исходя из вышеизложенного можно констатировать, что Конституция Республики Ингушетия является юридическим оформлением ее государственности в качестве равноправного субъекта Российской Федерации.



[1] Комментарий к Конституции Российской Федерации (3-е издание, пересмотренное). М., 2013. С.80.

[2] Из истории создания Конституции Российской Федерации//Под общей редакцией кандидата юридических наук О.Г.Румянцева. М.,2007. Т.1:1990.С. 16.

[3] Шахрай С.М. О Конституции. М.,2013.С.9.

[4] Кант Иммануил. Сочинения в 6-ти т. М., 1965.

[5] Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2003.№5.

[6] Вестник Конституционного Суда Республики Ингушетия. 2002.№1

[7] Патиев Я.С. Республика Ингушетия. Хроника 20-летия.1992-2002гг. Ростов-на-Дону, 2012.С.71.