Юридическая консультация Задайте вопрос юристу "Правовой помощник" Информационно-правовой бюллетень Онлайн ТЕСТ Проверь свою юридическую грамотность Контакты Все контакты АЮР по РИ Форум Обсуждение актуальных тем
Архив теле- и радиопередач с участием членов Совета ИРО АЮР

Заключение по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы Решения городского Совета муниципального образования «Об утверждении Административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля на территории

 

Заключение

 

по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы Решения городского Совета муниципального образования  «Об утверждении Административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля на территории муниципального образования «Городской округ город Карабулак».

 

 

г. Магас                                                                                       26.03.2014г.

 

 

Ингушским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17.07.2009г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьей 11 Закона Республики Ингушетия от 04.03.2009г. № 8-РЗ «О противодействии коррупции в Республике Ингушетия» и пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010г. № 96 проведена независимая антикоррупционная экспертиза Решения городского Совета муниципального образования  «Об утверждении Административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля на территории муниципального образования «Городской округ город Карабулак» в целях выявления коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Ингушское региональное отделение Ассоциации юристов России аккредитовано в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность, распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 07.12.2010г. №10199-р (свидетельство об аккредитации от 10.12.2010г. № 1002).

По результатам экспертизы составлено настоящее заключение в соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2010г. № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований».

В представленном решении выявлены следующие коррупциогенные факторы:

В абзаце 2 пункта 5.6 Решения предусмотрено, что органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.

Согласно пункту «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации прокуратура находится в ведении Российской Федерации. Деятельность  прокуратуры определяется Федеральным законом 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

В абзаце 4 пункта 5.6 указано, что порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту «г» статьи 71 Конституции Российской Федерации установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности находится в ведении Российской Федерации. Деятельность Правительства Российской Федерации устанавливается Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

В связи с этим, второй и четвертый абзацы пункта 5.6 Решения приняты с нарушением компетенции органов местного самоуправления, что в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02. 2010 г. N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» является коррупциогенным фактором.

В соответствии с пунктом 8 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпримателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Однако, в пункте 11.8 Решения предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Отсутствие в данном пункте слов, раскрывающих в полной мере его предполагаемый смысл, приводит к юридико-лингвистической неопределенности, что в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02. 2010 г. N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» является коррупциогенным фактором.

В пунктах 17.1 и 17.2 Решения закреплено, что вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством. Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям правомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Между тем, согласно пункту «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, а возмешение вреда, причиненного юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля предусматривается Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Таким образом, пункты 17.1 и 17.2 Решения также приняты с нарушением компетенции органов местного самоуправления, что в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02. 2010 г. N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» является коррупциогенным фактором.

Также, исходя из требования пункта 6 Постановления Правительства РФ от 16.05.2011г. №373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» муниципальным образованиям рекомендуется руководствоваться правилами, утвержденными данным Постановлением.

Согласно этим правилам в административном регламенте должны содержаться, в частности: указание на органы, осуществляющие муниципальный контроль; перечень нормативных правовых актов, на основании которых осуществляется контроль; права и обязанности должностных лиц, осуществляющих муниципальный контроль и лиц, в отношении которых осуществляется мероприятия по контролю; порядок информирования об исполнении муниципального контроля; раздельное описание каждой административной процедуры с указанием основания, содержания, сведения о должностных лицах, критериях принятия решений, результат процедуры и т.д.

Отсутствие элементов порядка совершения органами местного самоуправления определенных действий ведет к неполноте административных процедур, что в соответствии с подпунктом «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02. 2010 г. N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагаем в представленном Решении:

  1. 1.Исключить абзацы второй и четвертый пункта 5.6, пункты 17.1 и 17.2;
  2. 2.Дополнить Административный регламент необходимыми элементами административной процедуры;
  3. 3.Пункт 11.8 изложить в следующей редакции:

«11.8. Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации».

 

 

 

Эксперт Ингушского

регионального отделения

Ассоциации юристов России                                                 М.К. Ведзижев