Шестой номер информационно-правового бюллетеня ИРО АЮР посвящен профилактике безопасности дорожного движения в Республики Ингушетия. - Информационно-правовой портал Ингушского регионального отделения Общероссийской общественной организации “Ассоциация юристов России”
Юридическая консультация Задайте вопрос юристу "Правовой помощник" Информационно-правовой бюллетень Онлайн ТЕСТ Проверь свою юридическую грамотность Контакты Все контакты АЮР по РИ Форум Обсуждение актуальных тем
Архив теле- и радиопередач с участием членов Совета ИРО АЮР

Шестой номер информационно-правового бюллетеня ИРО АЮР посвящен профилактике безопасности дорожного движения в Республики Ингушетия.

 

0002Шестой номер ежеквартального информационно-правового бюллетеня «Правовой помощник» посвящен профилактике безопасности дорожного движения в Республики Ингушетия.

Вопросы безопасности дорожного движения, обеспечения эффективной защиты жизни и здоровья россиян в последние годы приобрели особенную остроту. Потери, связанные с ДТП, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. По официальной статистике, за 8 лет (с 2005 по 2012 годы включительно) на автодорогах Ингушетии погибло 636 человек, 2640 человек получили травмы в результате ДТП.

Целью этого номера является пропаганда безопасности дорожного движения, оказание правовой помощи участникам дорожного движения, оказание содействия в формировании у водителей установки на соблюдение Правил дорожного движения.

Материалы номера подготовлены на основе действующего законодательства в сфере дорожного движения, а именно Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Уголовного кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ, Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090 и других нормативных правовых актов. Кроме того использованы материалы Исламской конференции 1993 года, на которой виднейшие мусульманские правоведы выработали официальную фетву (постановление) об обязательности для мусульман правил дорожного движения, установленных государством.

За содействие в изготовлении выпуска выражаем благодарность Управлению ГИБДД МВД по Республике Ингушетия, предоставившему статистические данные о дорожно-транспортных происшествиях и фотографии с мест аварий, а также Назрановскому районному суду – за информацию о рассмотренных уголовных делах.

Надеемся, настоящий выпуск напомнит, что неукоснительное соблюдение правил дорожного движения всеми участниками дорожного движения независимо от их правового статуса – основа безопасности на дорогах.


I. Статистика правонарушений в области

дорожного движения в Республике Ингушетия

 

По данным ГИБДД МВД РИ количество ДТП на дорогах Ингушетии неуклонно растет, вместе с ним растет и число жертв от автомобильных аварий. Так, в 2005 году совершено 192 ДТП, в которых погибло 79 и ранено 259, в 2009 году - 203 ДТП (90 погибших и 356 раненых), а в 2012 году – уже 235 ДТП (88 погибших и 386 раненых).

И это при том, что в целом по России последние годы наблюдается снижение показателей. Средний показатель смертности по стране относительно размера парка в 2012 г. снизился до минимального за последние 20 лет уровня – 759 погибших на 1 млн. легковых машин. За 2009-2012 г. этот показатель снизился на 4,4%.

 

 

Вместе с тем, уровень смертности в России по-прежнему в несколько раз превышает среднеевропейский уровень. В расчете на 1 млн. жителей смертность в ДТП в России выше, чем в странах ЕС в 3,2 раза, а в расчете на 1 млн. автомобилей – в 5,1 раза. При этом наиболее высокие показатели смертности в России приходится на Северо-Кавказский федеральный округ. В частности, по данным Форбс за 2010 год Республика Ингушетия находилась на втором месте в России по смертности в ДТП с показателем 4,46 смертей на каждые 10 аварий и на третьем месте по количеству смертности на 1000 единиц автомобилей (2,21 смертей на 1000 автомобилей). Для сравнения в соседнем Ставропольском крае эти показатели составляют 1,57 и 0,76, то есть почти втрое ниже.

С каждым годом наблюдается увеличение ДТП на автодорогах вне населенных пунктов. Если в 2005 году число аварий с жертвами и пострадавшими в населенных пунктах республики втрое превышало количество ДТП вне населенных пунктов, то 2012 году на 99 происшествий в городах и селах пришлось 136 ДТП за их пределами. В связи с этим хотелось бы призвать водителей быть предельно внимательными на автомагистралях и соблюдать установленные ограничения скорости.

 

 

В 2012 году в ДТП пострадало 208 водителей, 231 пассажиров и 32 пешехода. При том, что 97,4% всех аварий совершаются по вине водителей, тяжесть последствий ДТП ложится в большей мере на пассивных участников дорожного движения. В связи с этим призываем водителей помнить об ответственности не только за свою жизнь и здоровье, но и за безопасность всех участников дорожного движения.

 


II. Перечень наиболее распространенных нарушений ПДД

и мера ответственности за них

 

п/п

Норма КоАП РФ

Правонарушение

Ответственность

преду-преж-дение

штраф

лишение права управления ТС

арест

1

12.1 ч.1

Управление ТС*, не зарегистрированным в установленном порядке

 

от 300 до 800 руб.

 

 

2

12.2

ч. 2

 

Управление ТС без гос. регистрационных знаков, а равно управление ТС без установленных на предусмотренных для этого местах гос. регистрационных знаков либо управление ТС с гос. регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию

 

5000 руб.

от 1

до 3 мес.

 

3

12.2 ч.4

Управление ТС с заведомо подложными государственными регистрационными знаками

 

 

от 6 мес.

до 1 года

 

4

12.3 ч.1

 

Управление ТС водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на ТС

+

100 руб.

 

 

 

5

12.3 ч.2.1

 

Перевозка пассажиров и багажа легковым ТС, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси

 

5000 руб.

 

 

6

12.5 ч.4

 

Управление ТС, на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации)

 

 

от 1 года

до 1,5 лет

(с конф. устройств)

 

7

12.5 ч.5

 

Использование при движении ТС устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов, установленных без соответствующего разрешения

 

 

от 1,5

до 2 лет

(с конф. устройств)

 

8

12.5 ч.6

 

Управление ТС, на наружные поверхности которого незаконно нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб

 

 

от 1 года до 1,5 лет

 

9

12.7 ч.2

Управление ТС водителем, лишенным права управления ТС

 

5000 руб.

 

до 15 суток

10

12.7 ч.3

Передача управления ТС лицу, заведомо не имеющему права управления ТС (за исключением учебной езды) или лишенному такого права

 

2500 руб.

 

 

11

12.8 ч.1

Управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения

 

 

от 1,5

до 2 лет

 

12

12.8 ч.2

Передача управления ТС лицу, находящемуся в состоянии опьянения

 

 

от 1,5

до 2 лет

 

13

12.8 ч.3

 

Управление ТС водителем, находящимся в состоя-нии опьянения и не имеющим права управления ТС либо лишенным права управления ТС

 

5000 руб.

 

до 15 суток

14

12.8 ч.4

Повторное совершение административного право-нарушения, предусмотренного ч. 1 или 2 ст. 12.8

 

 

3 года

 

15

12.9 ч.1

Превышение установленной скорости движения ТС на величину не менее 10, но не более 20 км в час

+

100 руб.

 

 

 

16

12.9 ч.2

Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 20, но не более 40 км в час

 

300 руб.

 

 

 

17

12.9 ч.3

Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 40, но не более 60 км в час

 

от 1000 до 1500 руб.

 

 

18

12.9 ч.4

Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 60 км в час

 

от 2000 до 2500 руб.

от 4

до 6 мес.

 

19

12.10 ч.1

 

Пересечение ж/д пути вне ж/д переезда, выезд на ж/д переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на ж/д переезде

 

5000 руб.

 

 

от 3

до 6 мес.

 

 

20

12.10 ч.3

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.10

 

 

1 год

 

21

12.12 ч.1

Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика

 

1000 руб.

 

 

 

22

12.12 ч.2

Невыполнение требования ПДД* об остановке перед стоп-линией, обозначенной дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика

 

800 руб.

 

 

23

12.13 ч.2

Невыполнение требования ПДД уступить дорогу ТС, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков

 

1000 руб.

 

 

24

12.15 ч.3

Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия

 

от 1000 до 1500 руб.

 

 

25

12.15 ч.4

Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначен-ную для встречного движения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 12.15

 

5000 руб.

от 4

до 6 мес.

 

26

12.15 ч.5

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15

 

 

1 год

 

27

12.16 ч.3

Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением

 

5000 руб.

от 4

до 6 мес.

 

28

12.16 ч.3.1

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.16

 

 

 

1 год

 

29

12.16 ч.4

 

Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку ТС

 

1500 руб.

 

 

 

 

 

30

12.17 ч.2

Непредоставление преимущества в движении ТС, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом

 

от 300 до 500 руб.

от 1

до 3 мес.

 

31

12.19 ч.2

Нарушение правил остановки или стоянки ТС в местах, отведенных для остановки или стоянки ТС инвалидов

 

от 3000 до 5000 руб.

 

 

32

12.19 ч.3

Остановка или стоянка ТС на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая.

 

1000 руб.

 

 

33

12.24 ч.1

Нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего

 

от 1000 до 1500 руб.

от 1 года до 1,5 лет

 

34

12.24 ч.2

Нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

 

от 2000 до 2500 руб.

от 1,5

до 2 лет

 

35

12.25 ч.2

Невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке ТС

 

от 200 до 500 руб.

 

 

36

12.26 ч. 1

Невыполнение водителем законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения

 

 

от 1,5

до 2 лет

 

37

12.26 ч.2

Невыполнение водителем, не имеющим права управления ТС либо лишенным права управления ТС, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения

 

5000 руб.

 

до 15 суток

38

12.27 ч.2

Оставление водителем в нарушение ПДД места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся

 

 

от 1 года до 1,5 лет

до 15 суток

39

12.27 ч.3

Невыполнение требования ПДД о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после ДТП, к которому он причастен, либо после того, как ТС было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования

 

 

от 1,5

до 2 лет

 

40

12.37 ч.1

Управление ТС в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС, а равно управление ТС с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим ТС только указанными в данном страховом полисе водителями

 

300 руб.

 

 

41

19.3 ч.11

Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общест-венной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей

 

от 500 до 1000 руб.

 

до 15 суток

42

20.25 ч.1

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ

 

2-крат. размер штрафа, не менее 1000 руб.

 

до 15 суток

 

*Использованные сокращения:

ТС       - транспортное средство

ДТП    - дорожно-транспортное происшествие

ПДД   - правила дорожного движения


III. Нарушения ПДД, за которые

предусмотрена уголовная ответственность

 

Статья УК РФ

Нарушение

Ответственность

Ст. 264

ч.1

Нарушение лицом, управляющим ТС, ПДД или эксплуатации ТС, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека

 

- ограничение свободы на срок до трех лет,

- либо принудительные работы на срок до двух лет с лишением права управлять ТС на срок до трех лет или без такового,

- либо арест на срок до шести месяцев,

- либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права управлять ТС на срок до трех лет или без такового

Ст. 264

ч.2

Деяние, предусмотренное ч.1, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека

- принудительные работы на срок до трех лет с лишением права управлять ТС на срок до трех лет

- либо лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права управлять ТС на срок до трех лет

Ст. 264

ч.3

Деяние, предусмотренное ч.1, повлекшее по неосторожности смерть человека

 

- принудительные работы на срок до четырех лет с лишением права управлять ТС на срок до трех лет

- либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять ТС на срок до трех лет

Ст.264 ч.4

Деяние, предусмотренное ч.1, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека

- лишение свободы на срок до семи лет с лишением права управлять ТС на срок до трех лет

 

Ст. 264

ч.5

Деяние, предусмотренное ч.1, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц

- принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права управлять ТС на срок до трех лет

- либо лишение свободы на срок до семи лет с лишением права управлять ТС на срок до трех лет

Ст. 264

ч.6

Деяние, предусмотренное ч.1, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц

- принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права управлять ТС на срок до трех лет

- либо лишение свободы на срок до девяти лет с лишением права управлять ТС на срок до трех лет

 

Кроме того, статья 125 УК РФ предусматривает, что заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению,… в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние,

- наказывается штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года.


IV. Примеры из судебной практики по уголовным делам

в отношении лиц, виновных в совершении ДТП

 

В обществе сформировалось абсолютно неверное убеждение, что совершение ДТП, даже со смертельным исходом – это небольшое нарушение, которое чревато штрафом или условным осуждением. Однако как показывает практика, нередки случаи, когда в отношении виновников ДТП применялось реальное лишение свободы.

 

Так, гражданин А., в апреле 2010 года, управляя автомобилем, следуя по автодороге, допустил нарушение пунктов 1.3, 1.4, 1.5, 10.1 и 11.1 Правил дорожного движения РФ: не выбрал подходящую скорость и, не убедившись, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии, выехал на полосу встречного движения, где допустил столкновение управляемого им автомобиля с двигающимся во встречном направлении автомобилем под управлением гражданина Б. и третьим автомобилем под управлением гражданина Д., в результате чего водитель автомобиля Б. от полученных телесных повреждений умер на месте совершения аварии, а находившаяся с ним в салоне автомобиля гражданка А. получила тяжкие телесные повреждения.

В результате указанного дорожно-транспортного происшествия сам подсудимый А. стал инвалидом 2 группы.

Действия подсудимого квалифицированы по ч.3 ст. 264 УК РФ, как нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Суд признал подсудимого А. виновным и с учетом множества смягчающих обстоятельств назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 6 месяцев с лишением права управления транспортными средствами на 3 года (фотографии не с указанных мест происшествия).

 

 

Подсудимый К. в апреле 2012 года, управляя автомобилем, нарушив пункты 10.1 и 7.3  Правил дорожного движения, совершил наезд на несовершеннолетнюю О., перебегавшую дорогу, причинив ей телесные повреждения, повлекшие по неосторожности ее смерть.

Суд признал К. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 264 УК РФ и назначил ему наказание в виде лишения свободы на срок 1 год с отбыванием наказания в колонии-поселении с лишением права управлять транспортным средством на срок два года.

 

 

 


V. Порядок действий участников дорожного движения при ДТП

 

Участниками ДТП являются лица, имеющие к нему непосредственное отношение: водители, пассажиры, пешеходы, велосипедисты, дорожные рабочие и др.

  1. 1.При дорожно-транспортном происшествии
    водитель, причастный к нему, обязан:

1)  остановить (не трогать с места) транспортное средство;

2)  включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь);

3)  не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

4)  принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать "Скорую помощь", а в экстренных случаях - доставить пострадавших на своем или попутном транспорте в ближайшее лечебное учреждение. Сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

5)  освободить проезжую часть, если в результате ДТП движение других транспортных средств затруднено. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в больницу водитель должен предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места ДТП;

6)  сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

  1. 2.Оформление документов для получения страховых выплат.

1)  Для получения страхового возмещения участники ДТП, помимо действий, указанных в части первой настоящего раздела, обязаны уведомить страховщика о наступлении страхового случая и оформить документы о дорожно-транспортном происшествии.

2)  Если в результате ДТП нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост (ДПС) или в подразделение полиции для оформления происшествия.

3)  Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может быть осуществлено без участия уполномоченных на то сотрудников полиции путем заполнения водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств соответствующих бланков извещений о дорожно-транспортном происшествии, если:

а)   ДТП произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об ОСАГО;

б)  вред причинен только имуществу;

в)   обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников ДТП.

 

  1. 3.Ответственность за невыполнение обязанностей в связи с ДТП

 

  1. 1)невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является-

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

  1. 2)оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, -

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

  1. 3)невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия им решения об освобождении от проведения такого освидетельствования

 - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

 

Вместе с сотрудниками ГИБДД примите самое активное участие в осмотре места аварии:

-   укажите на проезжей части место столкновения;

-   если Вы записали свидетелей происшествия, сообщите их данные сотрудникам ГИБДД;

-   обратите внимание сотрудников ГИБДД на следы торможения, длина и месторасположение которых позволит впоследствии установить вину в происшествии.

 


VI. Права и обязанности участников дорожного движения

 

Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

 

Участники дорожного движения имеют право:

1)   свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения;

2)   получать информацию от должностных лиц, о причинах установления ограничения или запрещения движения по дорогам;

3)   получать полную и достоверную информацию о качестве продукции и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения;

4)   на бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы и другую экстренную помощь при дорожно-транспортном происшествии от организаций и (или) должностных лиц, на которых законом, иными нормативными актами возложена обязанность оказывать такую помощь;

5)   на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия;

6)   обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, незаконные действия должностных лиц, осуществляющих полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения.

 

Водитель механического транспортного средства обязан:

1)   иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:

-   водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения - временное разрешение;

-   регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп;

-   в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

-   страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом;

2)   при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями;

3)   следить за исправным техническим состоянием ТС;

4)   проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения по требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства.

 

Водителю запрещается:

1)   управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

2)   передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или в случае его изъятия в установленном порядке - временного разрешения, кроме случаев обучения вождению;

3)   пересекать организованные (в т.ч. и пешие) колонны и занимать место в них;

4)   употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;

5)   управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок - международными договорами РФ;

6)   пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

 

Пассажиры обязаны:

1)   при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме;

2)   посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства. Если посадка и высадка невозможны со стороны тротуара или обочины, они могут осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

 

Пассажирам запрещается:

1)   отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

2)   при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

3)   открывать двери транспортного средства во время его движения.

 

Пешеходы обязаны:

  1. 1)двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам;

Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд;

2)   пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в т.ч. по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин;

3)   в местах, где движение регулируется, руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора;

4)   на нерегулируемых пешеходных переходах выходить на проезжую часть только после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен;

5)   выйдя на проезжую часть, не задерживаться не останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения;

6)   при приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом, воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть;

7)   ожидать маршрутное транспортное средство и такси только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки.

 

 


VII. Вопрос - ответ

 

 

Вопрос: Какие документы должен иметь при себе водитель?

Ответ: Водитель в соответствии с пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им следующие документы:

-   водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;

-   регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп;

-   в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

-   страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Требовать другие документы, не перечисленные в пункте 2.1.1 Правил дорожного движения, сотрудники полиции не имеют право.

 

Вопрос: Имеет ли право инспектор ДПС проверять документы вне стационарного поста?

Ответ: Согласно пункту 63 Административного регламента исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД от 02.03.2009 №185, инспекторы ДПС имеют право проверять документы только на стационарных постах ДПС. Однако дополнительными основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, являются также выявление нарушения правил дорожного движения, ориентировки и указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий.

 

Вопрос: В каких случаях инспектор ДПС имеет право останавливать транспортное средство?

Ответ: Полный перечень оснований к остановке транспортного средства определен пунктом 63 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД РФ № 185, в соответствии с которым к ним относятся:

-   установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

-   наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;

-   наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;

-   необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

-   необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;

-   выполнение распорядительно-регулировочных действий;

-   необходимость использования транспортного средства;

-   необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

-   проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

 

Вопрос: Каков срок уплаты штрафа ГИБДД?

Ответ: Постановление об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении 10 дней после его вынесения должностным лицом, если оно не обжаловано, либо немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

После вступления решения в законную силу дается 60 дней для уплаты административного штрафа.

 

Вопрос: Вправе ли инспектор ДПС забрать у меня автомобиль и доставить его на штрафстоянку из-за того, что я забыл взять с собой водительское удостоверение?

Ответ: Действия инспектора в этой ситуации обоснованны. Согласно статьям 12.3 и 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, это транспортное средство подлежит задержанию и помещению на специализированную стоянку. Его возврат осуществляется после устранения нарушения и оплаты расходов на перемещение и хранение автомобиля на спецстоянке.

 

Вопрос: Имеет ли право инспектор ДПС нести службу на личном транспортном средстве?

Ответ: Инспектору ДПС запрещается осуществлять патрулирование на личном транспортном средстве. Такой запрет установлен Административным регламентом МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, где четко прописано, что сотрудник обязан осуществлять контроль за дорожным движением на стационарном посту ДПС, в пешем порядке или на патрульном автомобиле.

 

Вопрос: В результате аварии, произошедшей не по моей вине, пострадал мой автомобиль. Я подал документы в страховую компанию водителя, виновного в ДТП, однако там отказывается возместить стоимость ремонта автомобиля. Как мне поступить в этой ситуации?

Ответ: В первую очередь следует провести независимую экспертизу поврежденного автомобиля с целью установления размера причиненного ущерба. После этого Вам (или лицу, являющемуся собственником транспортного средства, если автомобиль оформлен не на Вас) необходимо  подать в соответствующий районный суд исковое заявление о взыскании страхового возмещения с приложением заключения эксперта и копий документов, представленных страховщику, включая полученные из органов ГИБДД копии материалов дела об административном производстве. Конкретное обоснование иска зависит от того, по каким основаниям страховая компания отказывается производить выплату.

 

Вопрос: Я продал авто по доверенности, но покупатель его с учета не снял. Мне приходит налог. Подскажите, пожалуйста, куда необходимо написать заявление, чтобы я перестал числиться владельцем?

Ответ: Вы не продали авто, а передали его в пользование на основании доверенности. Обязанность по оплате транспортного налога по-прежнему лежит на Вас до тех пор, пока Вы не урегулируете данный вопрос с лицом, которому передали в пользование свое ТС, либо не предъявите в регистрационное подразделение ГАИ документы о заключении сделки, направленную на отчуждение автомобиля, и не снимете его с учета.


VIII. Фетва, принятая на Восьмой конференции

Исламской академии правоведения

 

 

Хвала Аллаху, Господу миров! Да будут благословение и мир Мухаммаду - нашему господину и последнему из пророков, его роду и его сподвижникам!

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 71 (2/8)

О дорожно-транспортных происшествиях

 

Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Восьмой сессии, созванной в Бандар-Сери-Бегаван (Бруней-Даруссалам) 1-7 месяца мухаррам 1414 года по хиджре (21-27 июня 1993 г.),

ознакомившись с результатами поступивших в Академию исследований на тему «Дорожно-транспортные происшествия»;

заслушав дискуссию по этому вопросу;

учитывая рост числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и ту опасность, которую они представляют для жизни людей и их имущества;

сознавая потребность общества в принятии документов, регулирующих:

-   правила регистрации транспортных средств (ТС) с целью обеспечения условий безопасности движения, регламент контроля их исправности;

-   правила перевозки грузов;

-   правила выдачи водительских удостоверений, в первую очередь в части возраста и дееспособности водителя, состояния органов его зрения, знания им правил дорожного движения (ПДД);

-   правила ограничения скорости движения и разрешенного веса ТС;

 

постановил:

 

Первое

  1. 1)Согласно шариату соблюдение вышеуказанных правил является обязательным, если в них не содержится положений, противоречащих шариату, что соответствует предписанию Корана подчиняться законному правителю и его распоряжениям с целью соблюдения общественных интересов. В означенные правила включаются и те нормы шариата, которые ранее не применялись в этой области.
  2. 2)Исходя из норм шариата по части соблюдения общественного порядка (хисбы), общественные интересы предписывают прибегать к различным видам наказания, в том числе денежным штрафам, по отношению к тем владельцам ТС, которые нарушают ПДД и подвергают опасности жизнь людей на дорогах и рынках.

 

Второе

В отношении ДТП применяются установления шариата, касающиеся правонарушений, хотя в большинстве случаев ДТП являются результатом невнимательности. Водитель несет ответственность за физический или материальный ущерб, причиненный его действиями. Ответственность снимается с водителя, если ДТП произошло:

-   в силу форс-мажорных обстоятельств (непреодолимой силы), коих нельзя было избежать или предусмотреть. Эти случаи включают в себя все ситуации, повлиять на которые человек бессилен;

-   по вине пострадавшего;

-   по вине третьего лица, которое и должно нести ответственность за случившееся;

-   по вине животных, оставленных без присмотра хозяином, который и обязан возместить ущерб; окончательное решение в таких случаях принимает суд.

 

Если водитель и пострадавший одинаково повинны в случившемся, каждый из них обязан компенсировать другому причиненный физический и материальный ущерб.

С учетом приведенных положений, основополагающим принципом является то, что виновная в ущербе сторона несет ответственность, если она даже и не нарушила ПДД, пострадавшая же сторона обязана выплачивать компенсацию только в том случае, если она виновна в нарушении ПДД.

Если обе стороны, как нанесшая ущерб, так и пострадавшая, виноваты в ДТП, то ответственность ложится на сторону, нанесшую ущерб, кроме тех случаев, когда пострадавшая сторона сама нарушила ПДД, а нанесшая ущерб сторона их не нарушала.

Если ДТП произошло в силу наложения двух не связанных друг с другом причин, то каждая из сторон, причинившая ущерб, отвечает только за свою долю в общем ущербе. Если эти доли равны или их невозможно определить, то ответственность ложится на обе стороны в равной мере.

 

 

Источник - www.islam.uz


IX. Акции ИРО АЮР по профилактике и предупреждению

дорожно-транспортных происшествий

 

 

В феврале 2012 года по инициативе Ингушского регионального отделения Ассоциации юристов России в республике проводилась акция «Эздел (благородство) на дороге - залог безопасности». Целью указанной акции была «образумить», в первую очередь, молодых водителей-лихачей, заставить их соблюдать правила дорожного движения.

Инициаторы проекта с помощью мероприятий агитационного характера преследовали цель привлечь внимание общественности к сложившейся проблеме, для совместного ее решения. Члены ИРО АЮР вывесили два баннера над наиболее загруженными участками ФАД «Кавказ» и внутренней автодороги города Назрани. На них изображено автомобильное полотно с формой автомобильного номера и символичным указателем на нем «Код эздела - 06 регион». В нижней части плаката одним словосочетанием раскрыта вся философия данного агитационного формата: «Эздел на дорогах - залог безопасности».

 

 

В марте 2012 года в рамках продолжения акции «Эздел на дороге – залог безопасности» Ингушским Региональным отделением Ассоциации юристов России и Координационным Советом молодых юристов Республики Ингушетия на кругу кольцевого движения «Магас» Федеральной автодороги «Кавказ» было проведено мероприятие по раздаче владельцам транспортных средств самоклеющихся агитационных листов с надписью «Код Эздела – 06 регион».

Данная акция имела положительную реакцию у большинства автовладельцев, принявших участие в ней. Все они с большим интересом и неподдельной доброжелательностью шли на контакт с распространителями, выражали свою благодарность за актуальную и важную для жителей республики акцию, которая была направлена на нравственное воспитание и развитие чувства ответственности за свои поступки.

 

В мае 2012 года, Ингушским региональным отделением Ассоциации юристов России продолжена работа в части запланированных мероприятий из цикла «Код эздела – 06 регион». Специально для данной акции были изготовлены самоклеящиеся, агитационно-побудительные листы компактного размера. На листе - изображение символа ингушского народа – орла, на фоне древнеингушского замкового комплекса, на 1/3 от общего размера листа, вместе с надписью – За рулем эзди саг / Соблюдайте ПДД.

 

Во взаимодействии с Координационным Советом молодых юристов, студентами ингушских вузов и ГТРК «Ингушетия» данное мероприятие было успешно реализовано на одном из участков федеральной автодороги «Кавказ», в районе Магасского автокольца. Агитационные листы были с удовольствием разобраны владельцами транспортных средств, некоторые из которых с большой увлеченностью наклеивали эти листы на задние стекла своих автомашин.


Заключение

 

 

Уважаемые участники дорожного движения!

Правила дорожного движения – это свод правил, направленных на регулирование прав и обязанностей пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств разного рода, а также тех технических требований, которые на сегодняшний день предъявляются к средствам транспорта с целью сделать движение как можно более безопасным. Постоянное нарушение ПДД многие специалисты связывают с тем, что люди банально не знакомы с их содержанием. Исходя из вышеперечисленного, мы попытались в общих чертах ознакомить Вас с правилами дорожного движения и объяснить, в чем заключается важность их знания и соблюдения.

Стоит отметить, что так или иначе в дорожном движении практически каждому из нас приходится участвовать чуть ли не ежедневно. Это касается не только тех, кто привык находиться за рулем автомобиля, автобуса, мотоцикла или даже велосипеда, но и пассажиров и пешеходов.

Причиной большинства аварий являются грубейшие нарушения правил дорожного движения водителями - превышение скоростного режима, нарушение правил обгона и проезда перекрестков; пешеходами - переход проезжей части в неустановленном месте, на запрещающий сигнал светофора, неожиданный выход из-за транспортных средств. Оценивая сложившуюся ситуацию с дорожно-транспортным травматизмом, нам всем необходимо направить все силы на предупреждение и профилактику дорожных происшествий с участием водителей и пешеходов, в т.ч. детей. Особое внимание должно уделяться работе с детьми в школах и других образовательных учреждениях, пропаганде соблюдения правил дорожного движения среди водителей.

Ингушское региональное отделение Ассоциации юристов России полностью разделяет озабоченность ростом дорожно-транспортных происшествий и выражает надежду, что сложившуюся за последние годы ситуацию удастся изменить в сторону сохранения человеческих жизней, физического здоровья людей, укрепление мира и общественного согласия.

Правила дорожного движения заключены в небольшую книжку, в которой, тем не менее, заключен опыт многих лет. Ни один пункт этих правил не содержит пустую информацию: в каждом из них чей-то опыт, какая-то авария, происшествие, смерть. Те, кто нарушает эти правила, действуют вразрез не только с требованиями российского законодательства, но и нормами шариата и Кодекса поведения ингушей (Эздел). Если задуматься над этим, то, согласитесь, правила дорожного движения стоят того, чтобы выучить и, конечно, соблюдать их!