Юридическая консультация Задайте вопрос юристу "Правовой помощник" Информационно-правовой бюллетень Онлайн ТЕСТ Проверь свою юридическую грамотность Контакты Все контакты АЮР по РИ Форум Обсуждение актуальных тем
Архив теле- и радиопередач с участием членов Совета ИРО АЮР

Экспертной группой ИРО Ассоциации юристов России подготовлено заключение

    iCAOXIVO6 Экспертная группа юристов, созданная решением Совета ИРО Ассоциации юристов России от 1 октября 2019 года, подготовила заключение по результатам общественной правовой экспертизы нормативных правовых актов, изданных органами государственной власти бывшего СССР, РСФСР, Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.

 

 

ИНГУШСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

АССОЦИАЦИИ ЮРИСТОВ РОССИИ

Экспертное заключение

о результатах общественной правовой экспертизы нормативных правовых актов СССР, РСФСР, РФ и ее субъектов, нарушающих права и законные интересы ингушского народа

 

Настоящее экспертное заключение подготовлено экспертной группой юристов по результатам общественной правовой экспертизы нормативных правовых актов, изданных органами государственной власти бывшего СССР, РСФСР, Российской Федерации, Республики Северная Осетия-Алания.

Экспертная группа юристов для общественной правовой экспертизы указанных правовых актов создана решением Совета Ингушского регионального отделения Ассоциации юристов России от 1 октября 2019 года.

 

Правовой основой для проведения экспертизы послужили: Общепризнанные принципы и нормы международного права;

Конституция СССР 1924 года;

Конституция СССР 1936 года;

Конституция СССР 1977 года;

Конституция РСФСР 1925 года;

Конституция РСФСР 1937 года;

Конституция РСФСР 1978 года;

Конституция Российской Федерации;

Декларация Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав»;

Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов»;

Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»;

Закон РФ «Об образовании Ингушской республики в составе Российской Федерации»;

Решения Конституционного Суда Российской Федерации;

Решения Конституционного Суда Республики Ингушетия.

 

Для проведения экспертизы отобрано 12 нормативных правовых актов:

 

I. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 7 июля 1924 года «Об упразднении Автономной Горской Социалистической Советской Республики и расчленении ее по национальному признаку на две автономные области – Северную Осетию и Ингушетию, на автономную административную единицу - Сунженский округ с правами губернского исполнительного комитета и выделении города Владикавказ в самостоятельную административную единицу»

 

Горская АССР была образована Постановлением ВЦИК «Об Автономной Горской Социалистической Советской Республике» от 20 января 1921 года. Согласно п.8 указанного Постановления АГССР делится на 6 административных округов, каждый со своим окружным исполкомом: 1) Чеченский, 2) Ингушский, 3) Осетинский, 4) Кабардинский, 5) Балкарский и 6) Карачаевский.

На момент упразднения АГССР в ее составе оставались только 2 округа – Ингушский и Осетинский.

Декретом от 7 июля 1924 года были образованы две автономные области – Северо-Осетинская и Ингушская, автономная административная единица - Сунженский Округ, а г. Владикавказ был выделен в самостоятельную административную единицу.

При этом на территории Ингушского административного округа, входившего в АГССР, были образованы Ингушская автономная область и Сунженский Округ. В состав указанного округа были включены следующие населенные пункты, входившие в Ингушский административный округ АГССР: станицы Слепцовская (с 1939 года – Орджоникидзевская, в настоящее время город Сунжа), Ассиновская, Нестеровская, Троицкая,Вознесенская, Карабулакская (в настоящее время – город Карабулак), села Акки-Юрт, Давиденко, Чемульга.

Декрет от 7 июля 1924 года в части образования Сунженского округа противоречил Конституции РСФСР, утвержденной V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года. Согласно ст. 10 данной Конституции Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы, во главе которых, как и во главе всяких могущих быть образованными областных объединений вообще, стоят областные съезды Советов и их исполнительные органы. Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику.

В соответствии со ст. 49 (пункты «г» и «е») Конституции РСФСР к ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета относится:

- установление границ и компетенции областных Советских союзов, входящих в состав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, а также разрешение споров между ними;

- общее административное разделение территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и утверждение областных объединений.

В административном отношении Конституция РСФСР предусматривала образование областей, губерний, уездов и волостей.

Таким образом, в составе РСФСР не мог быть отделен от Ингушской автономной области и образован в качестве отдельной административной единицы Сунженский округ.

 

II.  Постановление Президиума ВЦИК от 4 февраля 1929 года «Об упразднении Сунженского округа Северо-Кавказского края»

 

Данным постановлением была упразднена образованная Декретом ВЦИК от 7 июля 1924 года административная единица – Сунженский округ.

В соответствии с этим правовым актом большая часть территории этого округа, а именно станицы: Слепцовская, Троицкая, Карабулакская, Нестеровская, Вознесенская, Ассинская и хутора: Давиденко, Акки - Юрт Чемульга, которые ранее входили в состав Ингушского округа АГССР, без какого-либо обоснования и без согласия органов управления Ингушской автономной области были включены в состав Чеченской автономной области.

При этом, часть территории указанного округа, ранее входившая в Моздокский район Ставропольского края, была передана обратно в состав названного района.

Указанное постановление противоречило Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики 1925 года. Статья 13 этой Конституции гласила: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, исходя из равенства прав граждан, независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет совершенно несовместимым с основными законами Республики какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия и тем более установление или допущение каких бы то ни было (прямых или косвенных) преимуществ для отдельных национальностей и признает право за отдельными национальностями на выделение, по решению их съездов советов, с утверждения верховных органов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, в автономные советские социалистические республики и области».

Вопреки данной конституционной норме Постановление Президиума ВЦИК от 4 февраля 1929 года создало значительное территориальное и демографическое преимущество Чеченской автономной области по сравнению с Ингушской автономной областью. Более того, при принятии указанного правового акта было проигнорировано и то обстоятельство, что территория Сунженского округа ранее входила в состав Ингушского округа Горской АССР исторически переданные населенные пункты были основаны ингушами и до образования на их месте казачьих станиц, практически все население этих поселений было ингушским.

 

III.Постановление Президиума ВЦИК от 20 июня 1933 «О включении гор. Орджоникидзе в состав автономной области Северная Осетия»

 

В соответствии с п. 2 Декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 7 июля 1924 года автономные области Северная Осетия и Ингушетия входят в состав РСФСР и имеют административный центр в городе Владикавказ.

В результате издания указанного постановления Президиума ВЦИК от 20 июня 1933 года Ингушская автономная область осталась без своего административного центра и существовала в таком положении вплоть до своего объединения с Чеченской автономной областью в январе 1934 года.

Данный правовой акт противоречил требованию ст. 13 Конституции РСФСР 1925 года, поскольку создавал явное территориальное преимущество для Северной Осетии по сравнению с Ингушетией.

 

IV.Постановление Президиума ВЦИК от 15 января 1934 года

 

Данным постановлением было осуществлено объединение Ингушской автономной области с Чеченской автономной областью в единую Чечено-Ингушскую автономную область.

В преамбуле постановления указано, что оно принято в «согласии с выраженной волей трудящегося населения Чеченской и Ингушской автономных областей». В действительности никакого согласия населения ни Ингушетии, ни Чечни по вопросу объединения никто не выявлял.

При принятии указанного правового акта были грубо нарушены требования Конституции РСФСР 1925 года.

Согласно ст. 44 Конституции РСФСР органы государственной власти в автономных советских социалистических республиках и автономных областях образуются на основе Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики из местных советов, их съездов, исполнительных комитетов, областных и центральных исполнительных комитетов. Положения об автономных областях принимаются их съездами советов и утверждаются Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.

Исходя из указанных норм, решение об объединении могли быть приняты только съездами советов Ингушской и Чеченской автономных областей.

Для принятия решения об объединении Ингушетии и Чечни 14 января 1934 года в г. Грозном были созваны Чрезвычайные съезды Советов Чеченской и Ингушской автономных областей, которые обратились с ходатайством в ВЦИК об объединении двух автономных областей в единую Чечено-Ингушскую автономную область.

Однако, Конституцией РСФСР 1925 года не допускалась возможность созыва «чрезвычайного» съезда советов. В соответствии со ст. 52 указанной Конституции съезды советов могли быть очередными и внеочередными, но не чрезвычайными. Кроме того, при созыве Чрезвычайных съездов Советов Чеченской и Ингушской автономных областей 14 января 1934 года были грубо нарушены положения ст. 51 Конституции РСФСР, определяющих порядок избрания делегатов и созыва областного съезда советов.

Таким образом, Постановление Президиума ВЦИК от 15 января 1934 года противоречило Конституции РСФСР 1925 года и грубо ущемляло права и национальные интересы ингушского народа.

 

V. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1944 года «О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории»

 

Согласно п. 1 настоящего указа все чеченцы и ингуши, проживающие в ЧИАССР и прилегающих районах были переселены в другие районы СССР, а сама Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована. Территория ЧИАССР была поделена между Ставропольским краем, Дагестанской АССР, Северо-Осетинской АССР и Грузинской ССР.

Данный акт был издан с полным попранием положений Конституций СССР 1936 года и РСФСР 1937 года. Следует обратить внимание, что данный указ был принят задним числом, то есть после фактического переселения чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года.

Так, согласно ст. 22 Конституции СССР в РСФСР наряду с другими автономными республиками состоит Чечено-Ингушская АССР. Следовательно, ликвидация ЧИАССР возможна была только путем внесения изменения в указанную статью Конституции СССР, чего сделано не было. Более того, согласно ст. 146 Конституции СССР Президиум Верховного Совета СССР не вправе был это сделать, так как изменение Конституции СССР производится лишь по решению Верховного Совета СССР, принятому большинством не менее 2/3 голосов в каждой из его палат.

Компетенция Президиума Верховного Совета СССР как она определена в ст. 49 Конституции СССР не допускала принятие этим органом решения о ликвидации автономной республики. При этом, в соответствии с ст. 60 Конституции СССР Верховный Совет союзной республики (в данном случае Верховный Совет РСФСР) наделялся только правом утверждения Конституции находящихся в ее составе автономных республик и определения границы их территории.

Конституция СССР вообще не предусматривала возможности ликвидации автономной республики, входящей в состав союзной республики. Поскольку изменение в ст. 22 Конституции СССР не вносилось, то юридически ЧИАССР продолжала существовать в составе СССР в период с 1944 по 1957 годы.

Глава Х Конституции СССР 1936 года гарантировала гражданам значительные права и свободы, в частности, право на образование, на труд, на отдых, на материальное обеспечение по старости, свободу слова, собраний и т.д.

К примеру, ст. 123 Конституции СССР гласила: «Равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения - караются законом».

В результате депортации ингушский народ был лишен всех конституционных прав в полном объеме.

В соответствии со ст. 14 Конституции РСФСР 1937 года в состав РСФСР наряду с другими автономными республиками входила и Чечено-Ингушская АССР.

Пунктом «г» ст. 19 Конституции РСФСР предусмотрено, что к ведению РСФСР в лице ее высших органов власти и органов государственного управления относится в частности, утверждение границ и районного деления автономных советских социалистических республик и автономных областей. Следовательно, данные органы не вправе были принимать решение о ликвидации автономной республики в составе РСФСР.

При этом, на момент издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1944 года «О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории» изменения в Конституцию РСФСР внесены не были. Более того, Президиум Верховного Совета СССР не имел конституционных полномочий по изменению конституций союзных республик. Согласно статьи 151 Конституции РСФСР изменение Конституции РСФСР производится лишь по решению Верховного Совета РСФСР, принятому большинством не менее двух третей голосов Верховного Совета.

Конституция РСФСР также не предусматривала возможности ликвидации автономной республики, входящей в ее состав. А изменение в ст. 14 Конституции РСФСР об упразднении ЧИАССР было внесено только Законом РСФСР от 25 июня 1946 года «Об упразднении Чечено-Ингушской АССР и преобразовании Крымской АССР в Крымскую область». Следовательно, в составе РСФСР юридически ЧИАССР продолжала существовать в период с 7 марта 1944 года по 25 июня 1946 года.

Глава ХI Конституции РСФСР 1937 года гарантировала гражданам права и свободы, аналогичные с правами, предусмотренными главой Х Конституции СССР. Однако, в результате насильственной депортации ингушский народ был также в полном объеме лишен всех прав, гарантированных Конституцией РСФСР.

Кроме того, данный Указ нарушал и международные обязательства СССР. Так, 1 января 1942 года СССР в числе 26 стран подписал Декларацию о создании Союза Объединенных Наций, в которой провозглашалось, что Правительства, подписавшие сие, сотрудничают между собой, будучи убеждены, что полная победа над их врагами необходима для защиты жизни, свободы, независимости и религиозной свободы и для сохранения человеческих прав и справедливости, как в их собственных странах, так и в других странах. Депортировав целый народ, лишив его всех прав и свобод, органы государственной власти СССР грубо нарушили требования указанного международно-правового акта.

Таким образом, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1944 года «О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории» противоречил главе Х и статьям 22, 49, 60, и 146 Конституции СССР, главой ХI и статьям 14, 19 и 151 Конституции РСФСР, а также международно-правовым нормам.

 

 

VI. Закон РСФСР от 25 июня 1946 года «Об упразднении Чечено-Ингушской АССР и преобразовании Крымской АССР в Крымскую область»

Этот закон является образцом правовой вакханалии, пренебрежения конституционными нормами и правами человека в бывшем СССР.

Из преамбулы закона следует, что во время Великой Отечественной войны многие чеченцы и крымские татары вели вооруженную борьбу против частей Красной Армии и за это были переселены в другие районы СССР, а ингуши вообще не упоминаются.

Закон был издан спустя 2 года после фактической ликвидации Чечено-Ингушской АССР и неконституционным способом закреплял незаконную депортацию чеченцев и ингушей.

Пунктом 1 данного закона предусмотрено утвердить упразднение Чечено-Ингушской АССР, осуществленное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1944 года «О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории». Однако, как отмечено выше, в силу норм ст.ст. 22 49, 60 и 146 Конституции СССР Президиум Верховного Совета СССР неправомочен был принимать такое решение.

Пункт 2 данного закона предписывает внести соответствующие изменения в ст. 14 Конституции РСФСР. Однако из текста документа непонятно, какие именно изменения и дополнения должны быть внесены в соответствующую статью Конституции РСФСР.

В силу взаимосвязанных норм статей 14, 19 и 151 Конституции РСФСР упразднение автономной республики в составе РСФСР не допускалось и по этим основаниям названный закон противоречил указанным статьям Конституции РСФСР.

 

VII. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года «Об уголовной ответственности за побег из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной войны»

 

Данным Указом установлена уголовная ответственность для чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар за самовольный выезд (побег) из мест обязательного поселения этих выселенцев в виде 20 лет каторжных работ.

Однако, в соответствии с п. «х» ст. 14 Конституции СССР 1936 года к ведению высших органов власти СССР относилось только установление основ законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, основ гражданского, уголовного и исправительно-трудового законодательства. Вне пределов, определенных ст. 14 Конституции СССР, каждая союзная республика осуществляет свою власть самостоятельно (ст. 15 Конституции СССР). В силу норм ст.ст. 30-48 Конституции СССР законодательные акты могли приниматься только Верховным Советом СССР. Согласно ст. 49 Конституции СССР Президиум Верховного Совета СССР неправомочен был принимать законодательные акты о введении уголовной ответственности.

В соответствии со ст.ст. 19 и 24 Конституции РСФСР 1937 года во взаимосвязи со ст. 14 Конституции СССР вопросы установления уголовной ответственности относились к ведению Верховного Совета РСФСР.

Уголовный кодекс РСФСР 1926 года (ст. 20) вообще не предусматривал такого вида наказания как каторжные работы. Статьей 82 названного кодекса было предусмотрено, что наказание за самовольное временное оставление назначенного постановлением судебного или административного органа местопребывания, а равно неявка в срок к назначенному теми же органами месту жительства, влечет наказание в виде -

принудительных работ на срок до одного месяца или штраф до ста рублей, налагаемых в административном порядке.

Этот Указ грубо попирал и нормы международного права. Согласно Декларации о создании Союза Объединенных Наций от 1 января 1942 года СССР обязывался сохранять человеческие права и справедливость в собственной стране. Но о каких правах человека можно говорить, если по национальном признаку десятки тысяч граждан были лишены всех прав, гарантированных Конституцией СССР и РСФСР, а за выезд за пределы специально созданной для них резервации подвергались жестокому уголовному преследованию.

Помимо этого, рассматриваемый правовой акт, вводя неправовое уголовное наказание для лиц, принадлежащих к определенной нации, игнорировал и принципы Устава ООН, к числу которых относилось утверждение веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций.

 

VIII. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1956 года «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны

 

Этот правовой акт предусматривал снятие с учета спецпоселений и освобождение из-под административного надзора органов МВД СССР чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны. Однако пункт 2 Указа установил, что снятие ограничений не влечет возвращение им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют право возвращаться в места, откуда они были выселены.

Установленный данным Указом запрет возвращения указанным в нем лицам имущества, конфискованного при выселении, прямо противоречил ст. 10 Конституции СССР 1936 года, согласно которой «Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан - охраняются законом».

Исходя из полномочий Президиума Верховного Совета СССР, предусмотренных ст. 49 Конституции СССР, данный орган не вправе был вводить подобные ограничения права граждан.

Грубо нарушал п. 2 данного Указа и требование ст. 123 Конституции СССР, которым не допускалось введение ограничений прав граждан по национальному признаку.

Кроме того, п. 2 этого акта полностью игнорировал положения ст.ст. 2, 13 и 17 Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.

 

IХ. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 января 1957 года «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР и упразднении Грозненской области»

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 января 1957 года «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР и упразднении Грозненской области» Чечено-Ингушская АССР была восстановлена с центром в г. Грозном.

Однако, Пригородный район и часть Малгобекского района были незаконно оставлены в составе Северной Осетии.

В этой части Указ противоречил п. «г» ст. 19, ст.ст. 23 и 33 Конституции РСФСР 1937 года, согласно которым утверждение границ автономных советских социалистических республик и автономных областей относилось к ведению Верховного Совета РСФСР, а не его Президиума.

Кроме того, в указанной части данный правовой акт нарушал требование ст. 127 Конституции РСФСР, которая устанавливала: «Равноправие граждан РСФСР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно - политической жизни является непреложным законом.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения - караются законом».

В данном случае, были явно ущемлены права ингушского народа, значительная часть территории которого (Пригородный район и часть Малгобекского района), отторгнутая в пользу Северной Осетии в результате депортации, не был возвращена ингушам при восстановлении ЧИАССР

Вместе с тем, на основании данного Указа в состав ЧИАССР были включены три новых района Каргалинский, Наурский и Шелковской, которые ранее входили в состав Ставропольского края, общей площадью более 5 тысяч квадратных километров, для расселения возвращающихся из ссылки чеченцев и ингушей. Однако, при разделе бывшей ЧИАССР в 1992 году все эти районы оказались в составе Чеченской Республики.

 

Х. Постановление Совета Министров СССР от 5 марта 1982 года №183 «Об ограничении прописки граждан в Пригородном районе Северо-осетинской АССР»

Указанным Постановлением было предусмотрено, что в Пригородном районе СОАССР вновь прибывающие на постоянное жительство граждане не подлежат прописке. Оформление договоров купли-продажи, мены и дарения жилых домов, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, допускалось только по согласованию с Исполнительным комитетом Пригородного районного совета народных депутатов.

Очевидно, что этот правовой акт был направлен на недопущение возвращения в места своего постоянного проживания лиц ингушской национальности, которые в результате репрессий потеряли свое жилье и имущество в Пригородном районе.

Введенные Постановлением ограничения прав граждан грубо нарушали положения Конституций СССР и РСФСР. В частности, согласно ст. 13 Конституции СССР 1977 года и ст. 13 Конституции РСФСР 1978 года право личной собственности охранялось законом. Нарушался Постановлением также и принцип равноправия граждан независимо от национальной принадлежности, закрепленный в ст. 34 Конституции СССР и ст. 34 Конституции РСФСР.

Компетенция Совета Министров СССР была определена ст. 131 Конституции СССР и не предоставляла данном органу право вводить ограничения прав граждан, в том числе в вопросах прописки и оформления права собственности. Следовательно, Совет Министров СССР превысил свои полномочия и незаконно ограничил гражданские права лиц ингушской национальности.

Кроме того, Постановление противоречило положениям ст.ст. 2, 13 и 17 Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.

 

ХI. Указ Президента Российской Федерации от 13 декабря 1993 года №2131 «О порядке возвращения в места постоянного проживания беженцев и вынужденных переселенцев на территориях Республики Северная Осетия и Ингушской Республики»

Пунктом 1 данного Указа установлено: «Подтвердить статус Пригородного района как территории, находящейся в составе Республики Северная Осетия».

Это положение прямо противоречит Декларации Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года, которой признаны незаконными и преступными репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению.

При издании данного Указа были также проигнорированы:

- Закон РСФСР от 26 апреля 1991 года «О реабилитации репрессированных народов», статьи 3 и 6 которого предусматривают организационные мероприятия по восстановлению национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения.

- Закон Российской Федерации 4 июня 1992 года № 2927-1 «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации». Статьей 2 указанного закона в целях реализации Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года «О реабилитации репрессированных народов» предписано государственной комиссии, образованной Правительством РФ, осуществить подготовку правовых и организационных мероприятий по государственно-территориальному разграничению, учитывая при этом интересы казачества и возможность расширения его самоуправления в составе Ингушской Республики, а также интересы национальных меньшинств, решить иные вопросы, связанные с образованием Ингушской Республики.

Указ не согласуется и с нормами Конституции РФ, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года, поскольку решение вопросов статуса территорий или границ между субъектами РФ не относится к полномочиям Президента РФ.

 

ХII.Конституция Республики Северная Осетия-Алания

Согласно части 3 ст. 64 Конституции РСО-А в состав РСО-А наряду с другими входит Пригородный район.

Между тем, согласно части 3 статьи 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае, незаконное включение Пригородного района в состав РСО-А нарушает конституционные права как Республики Ингушетия, так и всего ингушского народа.

На основании части 3 статьи 67 Конституции РФ границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Как известно, ни ЧИАССР, ни Республика Ингушетия не давали согласия на изменение своей законно установленной границы по состоянию на 23 февраля 1944 года.

Кроме того, по смыслу статей 52 и 53 Конституции РФ восстановление и защита прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью не может увязываться с волеизъявлением лиц, незаконно приобретших права на территорию и имущество репрессированных граждан.

В этой части Конституция РСО-А игнорирует также:

Декларацию Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года, которой признаны незаконными и преступными репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению;

Закон РСФСР от 26 апреля 1991 года «О реабилитации репрессированных народов», статьей 12 которого предусмотрено, что все акты союзных, республиканских и местных органов и должностных лиц, принятые в отношении репрессированных народов, за исключением актов, восстанавливающих их права, признаются неконституционными и утрачивают силу.

Закон Российской Федерации 4 июня 1992 года № 2927-1 «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации». Статьей 2 указанного закона в целях реализации Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года «О реабилитации репрессированных народов» предписано государственной комиссии, образованной Правительством РФ, осуществить подготовку правовых и организационных мероприятий по государственно-территориальному разграничению, учитывая при этом интересы казачества и возможность расширения его самоуправления в составе Ингушской Республики, а также интересы национальных меньшинств, решить иные вопросы, связанные с образованием Ингушской Республики.

Нарушаются произвольным включением Пригородного района в состав РСО-А и права граждан ингушской национальности, предусмотренные пунктом 2 статьи 17 Всеобщей декларации прав человека и статьей 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым никто не может быть произвольно лишен своего имущества, каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности, никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Совершенно очевидно, что РСО-А владеет территорией Пригородного района без каких-либо законных оснований.

 

Выводы:

1.Декларацией от 14 ноября 1989 года Верховный Совет СССР признал незаконными и преступными репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению.

2. Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» (ст. 1) реабилитировал все репрессированные народы, признав незаконными и преступными репрессивные акты против этих народов. Согласно ст. 3 указанного Закона реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально - государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством. В силу ст. 3 данного Закона территориальная реабилитация репрессированных народов предусматривает осуществление на основе их волеизъявления правовых и организационных мероприятий по восстановлению национально - территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения.

3.Законом Российской Федерации 4 июня 1992 года № 2927-1 «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации» образована Ингушская Республика в составе Российской Федерации. Согласно статье 2 указанного закона в целях реализации Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года «О реабилитации репрессированных народов» государственной комиссии, образованной Правительством РФ, предписано осуществить подготовку правовых и организационных мероприятий по государственно-территориальному разграничению, учитывая при этом интересы казачества и возможность расширения его самоуправления в составе Ингушской Республики, а также интересы национальных меньшинств, решить иные вопросы, связанные с образованием Ингушской Республики.

4. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2007 года №523-О-П указал, что федеральный законодатель при принятии Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» исходил из признания того, что за годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам и что Россия как демократическое правовое государство осуждает многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости.

3. В Постановлении от 10 декабря 2019 года №39-П Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующие правовые позиции:

- Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» объективировал возникшие в связи с фактом причинения соответствующего вреда конституционно-правовые отношения по поводу его возмещения между гражданами, являющимися жертвами политических репрессий, и Российской Федерацией как правопреемником СССР - государства, с деятельностью которого связано причинение вреда, по своему характеру представляющего собой вред, реально неисчисляемый и невосполнимый;

- По смыслу Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», реабилитация означает восстановление реабилитированных лиц в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, устранение всех ограничений прав и свобод, которые к ним применялись, а также иных последствий произвола.

4. В Постановлении Конституционного Суда Республики Ингушетия от 30 октября 2019 года №22-П указано, что Российская Федерация, опираясь на международные акты, Декларацию Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», стремясь к восстановлению исторической справедливости, на законодательном уровне провозгласила реабилитацию репрессированных народов.

В соответствии со статьей 3.1 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» на граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной или иной принадлежности, распространяется действие Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». Согласно преамбуле указанного закона его целью является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Такое правовое регулирование в полной мере согласуется с признанием Российской Федерации социальным государством, что получило закрепление в статье 7 Конституции Российской Федерации, а также с положением статьи 53 Конституции Российской Федерации о праве каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

 

На основании проведенной юридической экспертизы Экспертная группа пришла к следующему заключению:

 

  1. 1.Следующие нормативные правовые акты:

- Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 7 июля 1924 года «Об упразднении Автономной Горской Социалистической Советской Республики и расчленении ее по национальному признаку на две автономные области – Северную Осетию и Ингушетию, на автономную административную единицу - Сунженский округ с правами губернского исполнительного комитета и выделении города Владикавказ в самостоятельную административную единицу» (в части образования на исконно ингушских землях Сунженского округа);

- Постановление Президиума ВЦИК от 4 февраля 1929 года «Об упразднении Сунженского округа Северо-Кавказского края»;

- Постановление Президиума ВЦИК от 20 июня 1933 «О включении гор. Орджоникидзе в состав автономной области Северная Осетия»;

- Постановление Президиума ВЦИК от 15 января 1934 года;

- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1944 года «О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории»;

- Закон РСФСР от 25 июня 1946 года «Об упразднении Чечено-Ингушской АССР и преобразовании Крымской АССР в Крымскую область»;

- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года «Об уголовной ответственности за побег из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной войны»;

- Пункт 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1956 года «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны»;

- Указ Президиума Верховного Совета РСФСР (в той его части, согласно которой Пригородный район и часть Малгобекского района Ингушетии были незаконно оставлены в составе Северной Осетии) от 9 января 1957 года «О

 

 

восстановлении Чечено-Ингушской АССР и упразднении Грозненской области»;

- Постановление Совета Министров СССР от 5 марта 1982 года №183 «Об ограничении прописки граждан в Пригородном районе Северо-осетинской АССР»;

- Указ Президента Российской Федерации от 13 декабря 1993 года №2131 «О порядке возвращения в места постоянного проживания беженцев и вынужденных переселенцев на территориях Республики Северная Осетия и Ингушской Республики»

противоречат международно-правовым и конституционным нормам, грубо нарушают права и законные интересы ингушского народа.

2.В соответствии со статьей 12 Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» все акты союзных, республиканских и местных органов и должностных лиц, принятые в отношении репрессированных народов, за исключением актов, восстанавливающих их права, признаются неконституционными и утрачивают силу.

3. Территория Ингушетии подлежит восстановлению в границах, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения.

 

 

 

Руководитель Экспертной группы,

Председатель Ингушского регионального

отделения Ассоциации юристов России,

кандидат юридических наук                                                       А.К.Гагиев

 

Члены Экспертной группы:

Доктор юридических наук, профессор                                        Б.М.Сейнароев

 

Доктор юридических наук, профессор                                       М.М.Султыгов

 

Доктор юридических наук, профессор                                       С.А.Дзейтов

 

Член Совета Ингушского регионального

отделения АЮР                                                                               И.М.Евлоев

 

Адвокат, член Исполкома Ингушского

регионального отделения АЮР                                                   З.А.Мальсагов